Поддельные бланки – экономия мнимая, риски реальные
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), президент Российского союза автостраховщиков (РСА)
|
Какие наиболее острые проблемы сейчас наблюдаются в системе ОСАГО? Помогло ли повышение тарифов в 2015 году стабилизировать систему? Каковы ключевые направления ее дальнейшего совершенствования?
По состоянию на начало февраля 2016 года действует 39,8 миллионов заключенных договоров ОСАГО. За 2015 год страховщики по сравнению с 2014 увеличили сборы по ОСАГО на 46 %, это связано с корректировкой тарифов. Примерно на 37 % выросли и выплаты, притом что убытки за 2015 год еще не включают в себя в полной мере выплаты за причинение вреда жизни и здоровью по новым повышенным лимитам. Срок подачи исковых заявлений по ОСАГО составляет 3 года, соответственно объем требований станет известен только в 2018 году. 30-40 % убытков, не считая судебных выплат, как раз заявляется не сразу, а в течение 3 лет. Поэтому не правы те, кто спрашивают «Почему страховщики за 2015 год собрали 220 миллиардов рублей, а выплатили только 122 миллиарда?», они не учитывают этот фактор.
2016-2017 годы станут очень показательными, так как будут заявляться и выплачиваться убытки по новым лимитам. ОСАГО не просто подорожало – серьезно увеличились лимиты и усложнился весь инструментарий этого вида страхования. Люди будут получать больше, люди будут получать быстрее. Реформа ОСАГО заключалась, в том числе, в электронизации, в создании многих информационных систем, которые потенциально сделают ОСАГО более понятным человеку, а страховщиков – более подотчетными перед потребителем и регулятором.
Сейчас мы находимся на переломном моменте. Средняя цена на ОСАГО увеличилась на 2 тысячи рублей, и составила 5530 рублей, для некоторых категорий автовладельцев это – существенный рост. При таком подорожании мошенникам стало интересно заниматься продажей поддельных полисов. Появилось много объявлений мошеннических организаций, сайтов, предложений недобросовестных агентов и брокеров, о продаже ОСАГО за 1500 рублей и дешевле. Автовладелец, добровольно или недобровольно, сознательно или неосознанно, идет на покупку такого полиса, чем подвергает себя большим угрозам: при любой аварии его полис будет признан недействительным, и страховые компании не заплатят по ОСАГО за причиненный им ущерб, компенсировать его придётся из своего кармана, а ещё ведь придётся чинить и свою машину. Случаев, когда эта «экономия» выливается в многотысячные проблемы для таких автовладельцев, очень много.
Отличить поддельный полис от настоящего, без проверки по базе данных, очень сложно. Подделки очень хорошо изготовлены, со всеми водяными знаками и степенями защиты. Производятся они на высококлассном оборудовании, на таком же мы изготавливаем и настоящие полисы. После распада СССР в Украине и в Молдове остались фабрики Гознака, а в Китае и в Польше качественные подделки изготавливаются на новом сложном оборудовании. В результате по России сейчас ходит порядка 1 миллиона поддельных полисов ОСАГО.
Мошенничество резко возрастает каждый раз, когда в стране кризис, и в ответ на каждую новую репрессивную меру против них мошенники достаточно быстро вырабатывают свои контрмеры. И если ту часть мошенничества, которая связана с распространением предложений в интернете, мы, я думаю, как-то победим, действуя совместно с организацией с большим опытом работы в этой сфере (в частности, в области закрытия торрентов), то что делать с бумажными полисами – пока непонятно. Штраф за отсутствие ОСАГО сейчас составляет 800 рублей, депутат Емельянов предлагает повысить его до 2500 рублей, в принципе, мы это поддерживаем. Еще как вариант предлагается снимать номера за отсутствие полиса и отвозить автомобиль на штрафстоянки – конечно, если органы ГИБДД поддержат такую меру, РСА ее тоже будет приветствовать, но в принципе, учитывая тяжесть последствий снятия номеров, эта мера противоречит интересам потребителя, лучше все-таки строить атмосферу взаимного доверия. То есть страховщики, в целом, считают правильным увеличение наказания за отсутствие ОСАГО, однако невозможно победить проблему только одними репрессиями, гораздо важнее подчеркнуть, какой риск для автовладельца и какую социальную опасность несет езда без полиса. Для этого РСА будет продолжать активно ввести разъяснительную работу и пропаганду. К настоящему времени уже проведено несколько кампаний по повышению безопасности на дорогах на совокупную сумму около 4,5 миллиардов рублей. РСА, наряду с МВД и ЦБ, является исполнителем поручений Государственного совета по безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
Что касается защиты от поддельных полисов ОСАГО, страховщики рекомендуют человеку, если он покупает полис ОСАГО не в своей компании, обязательно пользоваться сервисом по проверке номера бланка на сайте РСА. Система доступна и сотрудникам ДПС, которые могут пробить по базе любой подозрительный полис.
По мере того, как будут распространяться электронные полисы и развиваться система контроля полисов в разных точках, ситуация улучшится. Кроме того, мошенничество после всплеска в кризис всегда потом, по мере стабилизации экономики, уменьшается, то есть дальше нам будет легче.
В целом, выход из ситуации с мошенничеством я вижу в максимальной электронизации и информатизации ОСАГО. С переходом на электронные формы работы стоимость полисов ОСАГО может быть сокращена почти на 20 %. Это и будет ключевым направлением наших действий по развитию данного рынка.
11 февраля 2016 года Президиум РСА обсудил «дорожную карту» по борьбе с поддельными полисами ОСАГО. Планируется, что с 1 июля 2016 года одномоментно все бланки ОСАГО будут заменены. Никаких дополнительных расходов для автовладельцев, у которых на руках законный полис, данная процедура не принесет – накануне 1 июля им будут разъяснены все условия и доставлены новые полисы. Новый бланк будет иметь существенные отличия от действующего и усиленную степень защиты (какую именно – пока идет выбор из двух вариантов, с повышением себестоимости бланка на 6 % или на 15 %). Замена будет осуществляться в соответствии с данными о полисах в АИС РСА. У автовладельца есть более 4 месяцев на то, чтобы воспользоваться сервисом на сайте РСА, проверить по базе, является ли его полис подлинным, и привести данный вопрос в порядок. Технические аспекты реализации данной меры, а также что делать с запасом лигитимных бланков – пока обсуждается, но принципиальное решение о замене бланков принято.
Борьба с мошенничеством этим не ограничится, в том числе запланированы совместные действия с органами МВД. Генерал Кузин подтвердил, что для целей проверки наличия действующего полиса ОСАГО будут использоваться возможности системы автоматической фиксации нарушений (на начальном этапе пилотного проекта – у тех водителей, которые уже допустили нарушения, например, превысили скорость).